Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Память и боль белорусской земли.

«Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие – память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма. Мы никогда не смиримся с ужасом родителей, на глазах у которых умирали дети. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребенка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь. Нам не простить горя отца, выжившего, но потерявшего своего сына, и слез мальчика, нашедшего спасение под телом убитой матери. Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи зверски уничтоженных деревень. Оплакивая жертв этих ужасных событий, оплакиваем каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во время Второй мировой войны. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как память о жестоких преступлениях против человечности. И им нет оправдания. Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой внешней агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни. Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: «Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь – это дар свыше, мир – самая большая ценность. Мы должны это помнить всегда!» Из обращения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к соотечественникам по случаю 75-летия Хатынской трагедии 22 марта 2018 г.

На территории нашего района было сожжено 48 деревень и хуторов.

Оккупированный Ляховичский район нацисты включили в состав территории, административно отнесённой в состав рейхскомиссариата «Остланд» генерального округа Белорутения. Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС.

Одновременно с оккупацией нацисты начали поголовное уничтожение евреев. Часть евреев Ляховичского района были убиты во время карательной операции нацистов «Припятские болота» или «Припятский марш», проводившейся с 19 июля по 31 августа 1941 года. План этой операции был разработан в штабе войск СС при рейхсфюрере СС Гиммлере и ставил целью отработку и проведение первых массовых убийств евреев войсками СС на территории Беларуси.

 

На 1940 год в Ляховичах проживало по разным источникам от 3 656 до 5600 евреев. Это почти половина всех жителей райцентра. С первых дней оккупации города, 26 июня 1941 года, в еврейском квартале с синагогой (сегодня участок около консервного завода) создавалось гетто, огороженное колючей проволокой и строго охраняемое. Здесь людей истязали, подвергали издевательствам и пыткам, расстреливали. Первые массовые убийства еврейского населения города начались в июне 1941 года с расстрела группы евреев. 2 ноября 1941 года сотни евреев города Ляховичи были расстреляны солдатами 8-й роты 727-го пехотного полка вермахта.

Из воспоминаний Владимира Ивановича Сокола, который в то время вместе с родителями и братом жил в Малой Лотве:

«Первые немецкие солдаты появились в Ляховичах 25 июня 1941 года. В Ляховичах установилась немецкая оккупационная власть. Почти с первых дней одним из направлений ее деятельности был геноцид по отношению к евреям. Всем представителям этой национальности было приказано носить на одежде звезду желтого цвета. Вскоре немцы приступили к полному физическому уничтожению евреев. Первые массовые расстрелы произошли уже в 1941 году.

Немцы выгоняли людей из домов, сводили на место, где сегодня находится сквер по улице Ленина, потом гнали по Малой Лотве, в конце улицы ставили на колени. По 20 человек подводили к карьеру, приказывали снять всю одежду, так как думали, что люди прячут в нем золото, расстреливали. Потом шли за другой партией. И так несколько дней подряд... В гетто люди жили от месяца до года».

Вот воспоминания о событиях геноцида еврейского народа выходца из Ляхович Мойши Индицкого:

«29 октября 1941 года немцы согнали утром евреев на площадь, где долгое время заставили сидеть с поднятыми руками. Потом отобрали полторы тысячи тех, кто владел ремеслами. А остальных-стариков, женщин и детей - повели на это место. Здесь заставили раздеться, выбивали золотые зубные коронки. А потом расстреливали по 150 человек. Говорят, после расстрела еще долго шевелилась земля. Ремесленников согнали в гетто. Они должны были строить дорогу. В июне 1942 года, когда работы были завершены, гитлеровцы решили расправиться и с этими людьми. Только некоторым из них удалось убежать».

20 июля 1942 года немцы приступили ко второму этапу ликвидации еврейского гетто г. Ляховичи. Гитлеровцы выстроили часть евреев ляховичского гетто в колонну, и повели на окраину города к заранее выкопанному рву. Людей ставили возле рва, заставляли раздеться и расстреливали из пулеметов. Большинство из погибших были женщины и дети. В память об этих трагических событиях, на месте расстрела в 1993 году установлен памятник (захоронение жертв воин № 4771, по ул. Западная). В могиле захоронено 2700 евреев.

Весною 1943 г. гитлеровцы приступили к окончательному уничтожению концентрационного лагеря гетто. Колонну узников отвели на 1 км западнее города к заранее выкопанным ямам и расстреляли. В братской могиле захоронено 2000 евреев. На могиле установлен памятник (захоронение жертв воин № 4770, территория ГУО «Ясли – сад № 4» по ул. Орловского, 17.).

Кроме того, братские могилы евреев находятся возле деревень Медведичи, Остров, братская могила жителей д. Урожайная на станции Рейтаново.

В 3 км от деревни, Медведичи, в урочище Броды, расположено еще одно захоронение еврейского населения. 11 августа 1941г. карательный отряд войск СС прибыл в местечко Медведичи. Он собрал всех евреев деревни: стариков, женщин и детей. Людей под конвоем отвели в урочище Броды, где после жестоких издевательств расстреляли в 3 ямах-могилах. Каждый эсэсовец имел задание убить одного еврея. Часть из этих евреев (30 мужчин) убили в этот же день (по другим источникам 11 сентября) в другом месте – в 1 км от деревни, возле имения Синява. В предполагаемом месте расстрелов установлен памятный знак в виде гранитной плиты, на которой в вернхей части изображен один из еврейских символов – семисвечник Менора, а ниже нанесена надпись: «Ахвярам нацызму. Тут у 1941 годзе былі зверскі закатаваны 30 яўрэяў в. Мядзведзічы». Надпись выполнена на 3 языках: белорусском, иврите и английском.

28 августа 1941 г. карательный отряд войск СС прибыл в д. Остров, где в присутствии населения расстрелял из автоматов 29 (по другим сведениям, 52) евреев, большинство из которых были женщины и дети. Раненых беспощадно добивали. В 2008 году благодаря раскопкам, которые проводились в д. Остров 52 отдельным специализированным поисковым батальоном, были обнаружены останки 11 евреев д. Остров. Сохранившиеся рядом с останками личные вещи позволили установить сведения о погибших. В 2009 году на могиле (захоронение жертв войн № 6864) установлена стела из гранита с надписью «Ахвярам нацызму. Тут у 1942 годзе былi закатаваны яўрэi вескi Востраў». Текст выполнен на 3-х языках: белорусском, английском, иврите.

В 1942 г. на железнодорожной станции «Рейтаново» немецко-фашистские захватчики расстреляли 65 евреев: мужчин и женщин д. Урожайная. На предполагаемом месте расстрела, в 2011 году установлен памятный знак. Однако, поисковые работы на данной местности, проводимые 52 отдельным специализированным поисковым батальоном, не имели результата: останки жертв геноцида не были обнаружены.

Все ужасы геноцида испытало на себе и белорусское население Ляховичского района.

Летним вечером 10 июля 1941 года отряд карателей окружил д. Жеребковичи. Всех жителей деревни согнали в здание бывшего сельсовета и потребовали выйти вперед активистов. Вышло 12 молодых людей (самой младшей из них была 19-летняя заведующая местного клуба комсомолка Екатерина Новик). Активистов погрузили в грузовик и увезли в неизвестном направлении.

Через два дня, на Петра и Павла, в Подлесской Святодуховской церкви прихожане перешептывались о том, что на Кучуровом поле (недалёко от деревни Большое Подлесье) есть свежее вскопанное место, напоминающее могилу. А некоторые говорили о выстрелах, которые были слышны ночью. На следующий день женщины д. Жеребковичи отправились в Ляховичи, где размещалась немецкая комендатура. На вопрос о родных в ответ услышали: "Ваши мужчины с оружием в руках сражались против армии фюрера, за это их расстреляли".

Каратели запретили хоронить расстрелянных по христианскому обычаю, пригрозив расстрелом тем, кто ослушается. Несмотря на это женщины захоронили своих родных. Спустя несколько дней, по доносу предателя, немцами были расстреляны еще два активиста деревни.

После освобождения Ляховичского района от немецко-фашистских захватчиков летом 1944 года все 14 активистов д. Жеребковичи были перезахоронены в братскую могилу на местном кладбище. В 1957 году на братской могиле был установлен памятник. В 2005 г. на могиле установлена современная гранитная плита, на которую нанесены фамилии погибших жителей деревни Жеребковичи (воинское захоронение № 120).

6 июля 1941 года очередная трагедия случилась в д. Ольховцы. Порядка двух десятков карателей двигались в сторону д. Литовка. На краю деревни Ольховцы стоял дом Федора Ажеля, его сын Иван Ажель, услышав иностранную речь, вышел на улицу. Внезапный выстрел оборвал жизнь молодого человека. На выстрел из дома вышел сосед Ажеля – Иван Пилипчик, его настигла та же участь. Затем, каратели согнали всех жителей деревни в одно место и потребовали выйти всех, кого звали по имени «Иван». На приказ: «Иван, выходи!» из толпы вышло пятеро мужчин. Но один из фашистов потребовал выйти еще трех сильных молодых мужчин. Всех восьмерых мужчин с поднятыми руками под прицелом автоматов вывели за деревню и там расстреляли. Младший из расстрелянных был 1922 года рождения, старший – 1910 г.р. Только поздно вечером родные смогли похоронить тела своих близких. В 1985 г на братской могиле установлена черная гранитная плита с надписью «Вечная память и слава верным сынам нашей Родины, погибшим от рук немецких оккупантов 6 июля 1941 года». На плиту нанесены фамилии погибших. Среди погибших оказались мужчины, не носившие имя Иван, а так же жители близлежащих деревень, которые по воле судьбы в тот роковой день оказались в д. Ольховцы (воинское захоронение № 104).

Начиная с 1942 года, жители д. Залужье включились в борьбу с немецкими оккупантами. Сотни советских воинов, пробиравшиеся на восток, нашли в здешних местах убежище. С ними делились продуктами питания, одеждой. Оккупанты начали мстить местным жителям. Первыми жертвами стали комсомольцы Василий Выдрич и Роман Лапич. Фашисты завезли их в Миловиды и там расстреляли. Это было в июле 1942 года. Чуть позже фашисты учинили расправу над другими активистами. Однажды утром они ворвались в д. Залужье, чтобы расправиться с теми, кто помогает партизанам, схватили несколько человек, завезли их за Кривошин в урочище «Са-Вонка» и там расстреляли. В 1978г. на братской могиле установлена мемориальная плита, на которую нанесены фамилии жителей деревни Залужье, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками за связь с партизанами.

Утро 7 мая 1943 года стало последним для семьи Тарлюк. К ним на хутор неожиданно нагрянули 5 партизан. Хозяева хутора, не ждавшие гостей, принялись заниматься своими делами: хозяйка ушла на соседний хутор, хозяин – в поле. Один из жителей деревни сообщил нацистам, что на хуторе у Тарлюков скрываются партизаны, те отреагировали быстро. Четыре партизана, завидев врага, скрылись в лесу, командир, который спал в доме, не успел убежать и был убит на месте. Затем фашисты расправились с хозяевами хутора. Сразу они подожгли хутор и расстреляли сына хозяев. Хозяйку, прибежавшую от соседей, и ее дочь бросили в горящий хлев. Хозяин, видя гибель родных, сам пришел навстречу смерти. Жители соседнего хутора похоронили всех членов семьи Тарлюк в одной могиле. В 2011 году уроженец д. Водятино Е.А. Домашевич обратился в Ляховичский военный комиссариат с информацией о месте захоронения семьи Тарлюк. В том же году 52 отдельным специализированным поисковым батальоном в указанном месте были проведены раскопки на местности, в результате которых обнаружены останки всех четырех членов семьи Тарлюк. Останки торжественно перезахоронены на местном гражданском кладбище. В 2012г. на могиле установлен памятник (захоронение жертв войн № 7197).

Утро 15 августа 1941 года, пожалуй, самое трагичное за всю историю деревни Литва. На рассвете шестеро советских активистов были арестованы фашистами. Родные и близкие были уверены в том, что их сыновей, отцов, братьев увезли в Ляховичскую комендатуру. Однако, фашисты решили расправиться с ни в чем не повинными людьми прямо в деревне. Полдня в подвале недалеко от здания старой школы нацисты издевались над мужчинами: били примерами, заставляли ходить по доскам, в которые были вбиты гвозди. Жители соседних домов слышали устрашающие крики, стоны замученных людей и хохот тех нелюдей, которые над ними издевались. В 15 часов всех сельчан согнали к местному пруду, где была вырыта большая яма. Внезапно людская толпа расступилась - фашисты под дулами автоматов тянули на расправу измученных людей. Переводчик на польском языке объявил приказ: расстрелять коммунистов. Послышалась автоматная очередь... Похоронить тела разрешили только через две недели, и то вне кладбища. Односельчане не забыли имена тех, кто погиб от рук врага. В 1985 году на здании Даревского УПК ДС-СШ, которое расположено в нескольких сотнях метров от места ужасных событий, установлена мемориальная доска в память шести жителей деревни Литва.

23 августа 1941 г. в д. Станчаки фашисты, окружив дома, орестовали активистов. Орестованных на машинах увезли в д. Дарево, где заперли в сарае и в течение трех дней избивали. Спустя три дня исколеченных людей растреляли на берегу р. Щара на глазах у родных. 12 дней тела расстрелянных лежали в яме, залитой водой, и лишь на 13 день родные смогли их похоронить.

16 января 1944 года, перед старым Новым годом, в д. Липск приехали каратели, окружили всю деревню, обыскивали дома. Зашли в дом Степана Суприновича и застали там двух партизан. Его забрали, привязали на веревку и водили по деревне, требуя показывать дома, где еще живут партизаны. Врываясь в другие дома, они хватали мужчин.

Затем девять липчан и двух партизан положили лицом на землю друг возле друга и расстреляли. Когда немцы уехали, родственники забрали тела близких и похоронили. До настоящего времени не установлены сведения о двух партизанах, похороненных в братской могиле. В 1987 г. на братской могиле установлен первый памятник. В 2000-х годах установлена современная фигурная стела в виде двух лепестков: черного и мраморного с памятной надписью и изображением пятиконечной звезды. «На фронтах Великой Отечественной войны и в застенках гестапо погибли 38 жителей деревни Липск» (захоронение жертв войн № 114).

21 января 1944г. немецко-фашистские захватчики ворвались в здание Кривошинской средней школы. Была перемена. В одном из классов, фашист открыл огонь. Началась паника, дети бросились врассыпную, выпрыгивали в окна. Тот день запомнился жителям деревни навсегда, среди детей было много раненых, были убитые. В память об учениках школы на стене ГУО «Кривошинская средняя школа имени Г.С. Здановича» установлены две мемориальные плиты: одна с именами учеников, которые погибли 21 января 1944г., вторая – с именами учеников, которые погибли, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками.

В д. Пирштуки, во время боя красноармейцев с немецко-фашистскими захватчиками погибла семья Винцента Пирштука (отец, мать и семеро детей). Он пытался спрятать родных в подвале под домом, но фашисты бросили в дом гранату. Все члены семьи погибли от дыма и пожара. Когда все закончилось, односельчане похоронили останки семьи недалеко от котлована, который остался от дома.

В д. Малыши фашисты зверски замучи и убили Степана Максимчика и его троих сыновей.

Деревня Рогачи была своеобразной границей. По правому берегу р. Мышанка в деревнях: Третьяковцы, Заполье, Остров, хозяйничали оккупанты. На левом берегу в лесах дислоцировались партизанские бригады. Жители деревни как могли помагали партизанам, которые вели борьбу с окупационным режимом.

Нацисты решили наказать жителей деревни. Около сотни карателей окружили деревню, чтобы ее уничтожить, а жителей угнать на принудительные работы в Германию. Однако кто-то из связных сообщил об этом партизанам и те вовремя подостели на помощь соотечественникам, предотвратив планы фашистов. Жители деревни продолжали поддреживать партизан и раненыех бойцов Красной Армии. В очередной раз немецко-фашистские захватчики решили расправиться с жителями. Два десятка конников направились из милавидской камендатуры в деревню.   В поисках партизан они ворвались в дом Иосифа Лешика. Его смого расстреляли на улице, затем один из фашистов прямо на кане въехал в дом и расправился с пожилые Лешиками.

После этого фашисты расправились с семьей Микиты Зубика: мать и отца расстрели на улице, а затем один из фашистов въехал на коне в дом где зверски убил четверых детей от полутора лет до девяти.

До прихода Красной Армии пришлось жителям деревни Рогачи и соседним Туховичам пережить еще одну трагедию.

Часто партизанскую зону облетали немецкие самолеты. И вскоре один из них был вынужден сесть недалеко от Туховича на левом берегу реки Щары. Партизаны решили захватить его. Но летчики успели переправиться через реку, обошли Туховичи и добрались до реки Мышанка. Меткие пули партизан догнали некоторых из и их. Фашисты решили отомстить партизанам. В ясный солнечный дзенъ самолет с черным крестом совсем низко спустился над крышами домов и зажег их. Таким же образом фашисты подожгли и Туховичи. Вторая фашистская машина носилась над людьми, которые искали спасения, и поливала их огнем из пулемета. От деревень осталось лишь несколько старых обгоревших деревьев.

23 июня 1944 года началась белорусская наступательная операция «Багратион». Ляховичский район был освобожден в начале июля 944 года войсками 1-го Белорусского фронта, в ходе наступления в барановичско-брестском направлении. Город Ляховичи освобожден от немецко-фашистских захватчиков в ночь с 5 на 6 июля 1944г. частями 54-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го гвардейского стрелкового корпуса 28-й армии и 19-й механизированной бригады 1-го механизированного корпуса с конно-механизированной группы 1-го Белорусского фронта. В боях за Ляховиччину в период с 1941 по 1944 годы погибло более 1000 военнослужащих Красной Армии.

Деревня Святица горела дважды, во второй раз в 1943 г. она была сожжена полностью. За это ее еще называют полесской сестрой Хатыни.

В годы войны в районе от рук немецко-фашистских захватчиков погибло около 500 уроженцев нашего города и района. Всего Великая Отечественная война унесла жизни более 1,5 тыс. белорусов, уроженцев Ляховиччины, с учетом тех, кто не вернулся с фронта. Часть населения была вывезена на принудительные работы в Германию. В настоящее время в районе проживает 8 узников фашистских лагерей.

С каждым годом становится все меньше очевидцев фашистских преступлений на нашей земле, но память об ужасах войны сохраняется: сегодня на территории города и района размещается 40 захоронений периода Великой Отечественной войны (среди которых братские могилы бойцов Красной Армии, могилы жертв войн) и 13 памятников воинской славы, которые были возведены благодарными жителями района в память о погибших земляках.

Разделы сайта